Анархизм против: легализм

Введение

Коллектив Революционного Действия всегда достаточно мало высказывался касательно ситуации в движении, чтобы не сотрясать воздух попусту. Данная тенденция, к сожалению, захватила все либертарное движение. Но настало время сделать работу над ошибками и объяснить наше видение на проблем и их решение.

Мы начинаем серию статей с аналитикой анархического движения за последние 5 лет, большинство из которых будет представленно в виде критики, т.к. за эти 5 лет движение лишь откатилось назад, а не продвинулось вперед.

Легализм

В последнее время многие анархисты все чаще полагаются на легалисткие методы борьбы (не путать с открытой деятельностью), то есть учавствуют в протестах по тем правилам, которые предлагает государство: сборы подписей, согласованные митинги и шествия, участие в судах и прочих юридических разбирательствах. Вызвано это, в первую очередь, разочарованием в радикальной политике после окончательного поражения Майдана.

Наша анархисткая теория и практика говорит нам о неэффективности данного метода решения проблемы. К тому же сама идея о том, что мы способны решить что-то через государство или иные иерархические институты противоречит анархическим принципам о противоположности интересов угнетенных и угнетателей. Угнетатели могут пойти на уступки лишь чувствуя силу со стороны угнетенных. Но никак не по причине написанной жалобы или поданной петиции. Если же за угнетенными силы не будет или у власть имущих будет свой интерес в конфликте – то никакие бумажки, даже написанные по букве законе, ничего не изменят и не решат.

Закон – это своего рода договор от государства, о соблюдении определенных правил, всегда навязанный властвующим меньшинством. Однако, как и в любом договоре, если вы слабая сторона, то сильная сторона может не играть по правилам, если будет осознавать, что последствий за это не последует. Примером тому служит беспередел Беркута, избиения в отделениях, угрозы физической расправы от якобы сотрудников правоохранительных органов, которые происходят даже сейчас.

В реальной жизни это работает следующим образом. Если зреет протест, государство всячески пытается снизить его накал, заставить играть по своим правилам, где сильный – государство – всегда имеет больше возможностей. И предпринимает оно для этого различные приемы. Один из них – предложить недовольным добиваться своих прав по закону. Поскольку закон пишется государством, то и работает он в сторону последнего, а там, где есть хоть ничтожная возможность что-то отстоять, государство затягивает юридические процессы и берет измором, заключая людей в бюрократическую волокиту, пока им самим не надоест и они не потеряют всякое желание дальнейших тяжб.

Большинство протестов затухает на этой стадии – на стадии сбора подписей, пикетерованиях административных зданий или судебных разбирательствах. Так как люди не видят результата, не имеют опыта или возможности решения конфликтов самостоятельно и, разумеется, не могут использовать законы так, как они пожелают, в отличие от буржуев и чиновников, на стороне которых связи и лобби, юристы и деньги.

Примеры здесь приводить нет смысла, каждый может вспомнить во что вылилось недовольство нарушением ваших прав со стороны работодателя, чиновника или силовиков и, с большой долей вероятностью, вспомните чем это закончилось. Лишь в тех случаях, когда чиновник сам заинтересован в действиях против работодателя (например, в случае налоговых органов и борьбы с нелегальным трудоустройством), то какая-то жалоба способна вызвать действия чиновников. В любых других случаях ожидать каких-то результатов не приходится.

Если у кого-то все же получается шагнуть дальше и настаивать на своей правоте, то он скорее всего столкнется с угрозами, покушениями или шантажем. “Законное” решение суда вам все таки объяснят, а сделают это ручные псы режима – молодежные правые организации.

В политической жизни и даже в анархической деятельности за примерами ходить далеко не приходится – они все на виду. В феврале 2016 года анархистская организация Черный Рассвет в Днепропетровске проводила марш против повышения тарифов . Несмотря на подачу заявления на проведение марша и предоставленную охрану со стороны МВД, на марш совершили нападение представители Правого Сектора. Под давним и любимым ультраправыми предлогом “борьбы с сепаратизмом и коммунизмом”. Можно было бы поверить, что правые на самом деле пришли по собственной инициативе, если бы не тот факт, что марш длился около 20 минут в частях города, подходящих для нападения. Однако ПС решил напасть на марш на расстоянии 400 метров от отделения полиции. Спектакль, разыгранный самой полицией был прост: заявив, что сотрудники не смогут защитить участников шествия, полицейские убедили анархистов в необходимости самим зайти в отделение. Все это время начальник Днепропетровской полиции и люди в штатском активно обсуждали детали и корректировки своего плана с организатором “нападения”, совершенно никого не стесняясь. После чего анархистов, пришедших в отделение, заставили дать на себя исчерпывающую информацию, действуя уже привычным для старой-новой полиции методом психологического давления и угроз. С организаторами же марша приехали пообщаться сотрудники СБУ, также воспользовавшись угрозами и шантажом. Разумеется, после выхода из отделения найти активистов ПС, разгневанных маршем “сепаратистов”, не удалось.

Здесь можно видеть яркий пример того, как набирающая популярность протестная группа была уничтожена и их не спасли ни соответствие закону, ни публичность мероприятия.

Похожая ситуация случилась и с организацией Черный Рассвет, но уже во Львове. Активисты этой организации также занимались социальными проблемами и делали это открыто, не имея поддержки в обществе, которое бы могло за них заступиться. В результате СБУ провело несколько обысков, заблокировало личные страницы анархистов в социальных сетях и сфабриковало против одного из участников уголовное дело за листовку. После чего движение практически прекратило свое существование.

Рассмотрим еще один пример, когда движение, пользующееся поддержкой местных жителей и общества, решает отстаивать свои права законным методом. Это нашумевший Автономное Сопротивление.

В 2014-ом году идеи Автономного Сопротивления(АО) были близки к анархистским и занимались они прямым действием. Тогда же у них были конфликты с правой партией “Свобода”, после было некоторое внимание со стороны СБУ. Со всеми этими проблемами АО справилось, но после поменяло свою тактику и ушло в более легалистское русло, надеясь тем самым заручиться народной поддержкой.

До некоторых пор к их деятельности особо не было претензий со стороны государства, видимо, чиновникам такая тактика была по душе больше, чем тактика прямого действия. Однако активисты АО все равно продолжили создавать проблемы местной власти и крупному бизнесу. И вот местные власти просто выждали удачный момент для нападения – Марш Воли в честь дня рождения Нестора Махно. Сначала суд запретил проведение марша. Большинство местных СМИ выступили против Марша Воли и даже сам мэр Содовой был инициатором запрета проведения марша. После чего власти спустили своих верных псов – ультраправых, в лице ЦК Азов, ПС и С14, для борьбы против возможного проведения этого мероприятия на улицах. Не дождавшись активистов АО на улице, те попытались атаковать их социальный центр “Цитадель”, не постеснявшись даже отделения полиции, находящегося прямо через дорогу.

Для нас все эти ситуации являются показательными и вполне ожидаемыми. И если даже сейчас АО удастся выстоять, ответный удар от государства не заставит себя долго ждать.

Анархисты не питают иллюзий по поводу честности государства, поэтому всегда выступали за прямое действие. Мы считаем, что либертарным активистам нужно разивать идеи и практики прямого действия, ведь кроме них нет ничего, что могло бы изменить нашу жизнь и жизнь людей вокруг. “Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой.” – как говорилось в известных строчках из Интернационала.

Мы видим, что государство будет соблюдать законы только до определенного момента, но стоит лишь немного измениться ситуации, как закон потеряет силу и вы останетесь один на один с вооруженными наемниками и их грубой силой. Мы должны отстаивать свои права и свободы сами без помощи чиновников и ментов. Учить отстаивать права через прямое действие других людей.

Этот метод будет работать в любой ситуации и при любом политическом строе. Государство, конечно, будет нас называть радикалами и пытаться дискредитировать, выставить отморозками и агентами зарубежных спецслужб. Но также оно будет с большей охотой прислушиваться к “законным” протестующими, боясь, чтобы они не последовали вашему примеру.